Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Обычная версия
ГлавнаяРегистрацияВход МОУСОШ №33 Четверг, 23.11.2017, 07:48
  Каталог статей Приветствую Вас Гость | RSS

 
 
Главная » Статьи » Статьи учителей » Математика, физика и информатика

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ УЧАЩИХСЯ.
В настоящее время во всем мире получает распространение дистанционное обучение, которое дает уникальную возможность получать новые знания в различных областях человеческой деятельности и при этом самостоятельно планировать место, время и форму обучения.
В то время как в современном образовании на первый план выдвигается значимость личности школьника, становится важным адаптировать учебный процесс общеобразовательного учреждения в целом к особенностям развития этой личности. “Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года” гласит: “Важнейшие задачи образования – формирование духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности и способности к самообразованию и саморазвитию, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда”. Гуманизация, дифференциация и демократизация сделали систему образования более гибкой, вариативной и открытой. В результате возникли предпосылки для выбора самими учащимися образовательных траекторий, которые бы наиболее полно отвечали их личностным потребностям и стремлениям. Именно поэтому современной школе уже нелегко обойтись без организации дистанционного обучения школьника.

Возможности индивидуальной образовательной траектории предполагают, что ученик самостоятельно определяет план и пути своего саморазвития в определенных образовательных областях. Главным требованием при обучении любому предмету школьной программы становится удовлетворение познавательного интереса учащихся при проектировании и реализации индивидуально-образовательной траектории. Однако учащиеся испытывают существенные трудности в выборе образовательной траектории и далеко не всегда ощущают себя ответственными за сделанный выбор, за свой личностный рост. На помощь ученику всегда должен прийти учитель.

В качестве одного из путей решения поставленной задачи, можно рассматривать дистанционное обучение - как модель организации взаимодействия ученика и учителя с информационными технологиями. Для этого на сегодняшний момент существует множество ресурсов сети Интернет, дистанционных школ, дистанционных предметных олимпиад и предметных конкурсов. Объединив все данные ресурсы, мы можем говорить об образовательном Интернет - пространстве. Термин "образовательное Интернет-пространство" зачастую используется как интуитивно понятный, не требующий четкого определения. Можно термин уточнить в контексте задач образовательного Интернета, иначе сказать, что это новое измерение образования, имеющее сложную инфраструктуру, которая включает в себя: технические и технологические средства Интернета,  человеческие ресурсы, вовлеченные в образовательный процесс и информатизацию системы образования, систему отношений в сообществе специалистов, работающих в образовании с опорой на средства ИКТ и Интернет.

По сравнению с традиционным обучением дистанционное образование имеет свои особенности. Эти особенности изучаются для построения эффективных методик дистанционного обучения. Стоит отметить наиболее существенные свойства современных дистанционных форм обучения.

Дистанционное обучение базируется на использовании компьютеров и телекоммуникационной сети. Данные средства связи снимают проблемы расстояний и делают более оперативной связь между преподавателем и обучаемым.

В силу интерактивного стиля общения и оперативной связи в дистанционном обучении открывается возможность более индивидуализировать процесс обучения. Преподаватель в зависимости от успехов ученика может применять индивидуальную методику обучения, предлагать ему дополнительные блоки учебных материалов, ссылки на информационные ресурсы. Фактор времени становится не обязательным, ученик может также выбрать свой темп изучения материала, а значит, может работать по индивидуальной образовательной программе.

При желании дистанционное образование легко встраивается в образовательный процесс современной школы. В дистанционном режиме достаточно естественно осуществлять пересылку учебных материалов. При этом можно передавать по телекоммуникационным каналам не только текстовую информацию, но и графическую и видеоматериалы. Не  представляет особого труда контролировать уровень усвоения учебного материала через систему тестов и форумов.

В 2007 году учителя МОУСОШ №33 города Комсомольска-на-Амуре, подводя итоги трехлетней работы в рамках городской экспериментальной площадки «Информационная среда как средство развития личности школьника» и исследуя различные модели  взаимодействия ученика и учителя с информационными технологиями, активно включились в более глубокое исследование дистанционной модели взаимодействия. Учитывая все вышеперечисленные особенности и возможности дистанционного обучения как для учителя, так и для ученика, данная модель получила развитие как одна из творческих составляющих процесса обучения в школе и средство выстраивания индивидуальной образовательной траектории заинтересованного в саморазвитии и самореализации ученика.

За последние два года ученики МОУСОШ №33 являются традиционными участниками предметных  недель и олимпиад Всероссийского дистанционного образовательного центра «Эйдос» (http://eidos.ru/)  по математике и физике, Всероссийской дистанционной конкурса-игры по информатике «Инфознайка», «Тризформашка», Всероссийского конкурса «Волшебная мышь» (http://www.magmouse.ru/), международного математического конкурса «Кенгуру» (http://www.kenguru.sp.ru/), краевых и городских конкурсов мультимедийных проектов. Несколько групп учащихся обучаются  в дистанционной математической школе при Новосибирском межрегиональном оргкомитете интеллектуальных конкурсов (http://www.schoolplus.ru/dms/mschool). Ученики школы пробуют свои силы в принявшей в этом учебном году статус Всероссийской дистанционной олимпиаде школьников «Эрудит» (http://www.cosmoschool.ru/do/kray_olimp/) и конкурсе по информатике, запускаемом в этом году «КИТ» (http://www.konkurskit.ru).

Как правило, дистанционные олимпиады и конкурсы проводятся с целью:

·  подготовки школьников к участию в районных, краевых и Всероссийских предметных олимпиадах, 

· стимулирования самостоятельной исследовательской деятельности учащихся в рамках предметных, экспериментальных заданий,

· привлечения внимания школьников  к углубленному изучению школьных предметов,

· активизацию внеклассной и внешкольной работы по предмету,

·  предоставление участникам возможности соревноваться в масштабе, выходящем за рамки региона,  

· использования в учебной сфере современных информационных технологий.

Особо стоит отметить, что включиться в участие в таких олимпиадах может любой ученик, не зависимо от его успеваемости по предмету. Такие мероприятия позволяют  практически осуществлять пропаганду научных знаний, развивать у школьников творческих способностей и интерес к научной деятельности, а так же развивать информационную компетентность учащихся и выявить наиболее способных учащихся для дальнейшей их поддержки и реализации индивидуальной образовательной траектории.

 

Имея хотя и небольшой опыт деятельности в рамках дистанционной модели взаимодействия ученика и учителя с информационными технологиями, но наблюдая за результатами учащихся в предметных олимпиадах различного уровня, можно уже сделать вывод, что занимают лидирующие позиции те учащиеся, которые  обучались дополнительно дистанционно по какому-либо направлению. Это могла быть и дистанционная математическая школа, и индивидуальная подготовка по он-лайн технологии на русскоязычном сайте международного математического конкурса «Кенгуру», и традиционное участие в дистанционных эвристических олимпиадах.

На данном этапе мы выделяем для себя проблему в грамотной постановке целей и выстраивании позиций индивидуальных образовательных траекторий учащихся. Так  как только благодаря педагогическому сопровождению учителя, осознающего право учащегося на личные образовательные цели, учащиеся смогут достаточно конкретно охарактеризовать цель работы над индивидуальной образовательной программой, выразить её в виде предполагаемого для себя результата.

 

Интернет-ресуры:

· http://www.bestreferat.ru

· http://festival.1september.ru

· http://dstudy.ru

·http://dlearning.narod.ru

·http://www.eidos.ru/courses

 

Рекомендуемая литература:

·        Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. – М.: Просвещение, 1991. – 176с.

·        Образовательная программа – маршрут ученика. Под ред. А.П.Тряпицыной. –СПб.:2000. – 228с.

·        Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения.- М.: Изд-во МГУ, 2003,с. 258.
Блощинская Виктория Олеговна, учитель математики,
руководитель ШМО учителей математики, физики и информатики
МОУСОШ № 33 города Комсомольска-на-Амуре.

 

Категория: Математика, физика и информатика | Добавил: s33 (18.02.2009) | Автор: Блощинская Виктория Олеговна
Просмотров: 5296 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 2.5/2 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 
 
Категории каталога
Математика, физика и информатика [2]
Административные [2]
Биология, география, экономика [0]
Иностранный язык [2]
Методическая работа [0]
Научно-исследовательская работа [0]

Форма входа

Наш опрос
Как Вам наш сайт?
Всего ответов: 579

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 

Copyright MyCorp © 2017
Используются технологии uCoz