Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Обычная версия
ГлавнаяРегистрацияВход МОУСОШ №33 Четверг, 23.11.2017, 08:02
  Каталог статей Приветствую Вас Гость | RSS

 
 
Главная » Статьи » Статьи учителей » Административные

Создание условий для системного внедрения и активного использования ЦОР в МОУ СОШ №33 города Комсомольска-на-Амуре.

Проект «Информатизация системы образования» (ИСО) входит в очередную стадию своей реализации - стадию массового внедрения в школы цифровых образовательных ресурсов (ЦОР). Система использования ЦОР, сложившаяся в нашей школе, на наш взгляд, может рассматриваться как модельная для образовательных учреждений, которые столкнутся с проблемой массового использования ЦОР и ИКТ в целом. Так как школа начала работу напрямую связанную с широким внедрением ЦОР в учебно-воспитательный процесс и информатизацию образовательного процесса ещё в 2001 году. Проблема, несмотря на кажущуюся простоту вопроса - взял ресурс и используй, заключается в неготовности администрации и учителей школ изменять что-то в учебном процессе, в управлении учебно-воспитательным процессом, незнанием, как эти изменения осуществлять. А необходимость изменений, как показывает наш опыт, есть.

На начало работ по информатизации школа имела следующее оборудование, полученное, приобретенное ранее и поставленное в школу в качестве подарка губернатора Хабаровского края за высокие показатели в учебно-воспитательной работе: 10 компьютеров, 1 принтер, 1 сканер, 1 ксерокс.

Сформировалась неформальная группа учителей уровня пользователя компьютера, выбранных в школьную команду информатизации, скорее, по признаку большей ответственности, нежели ИКТ-компетентности.

Шаги, предпринятые для создания условий массового использования новых средств обучения в учебном процессе:

• поддержка администрации школы;

• регулирование администрацией школы режима использования новых средств обучения;

• приобретение, установка, качественное обслуживание оборудования (привлечение шефов КнААПО);

• обучение учителей (реальное повышение уровня ИКТ-компетентности)

• материальная стимуляция учителей к использованию новых средств обучения; к созданию собственных ЦОР; к распространению своего опыта в этом направлении.

• обеспечение каждого предметного кабинета необходимым оборудованием;

Необходимыми же и достаточными условиями для проведения работ по внедрению ЦОР мы считаем следующее:

• Заинтересованность директора школы (администрации)

• Наличие, как минимум, одного компетентного учителя информатики (консультация, отчетность)

• Наличие стационарного (мультимедийный кабинет, демонстрационный зал) или мобильного (ноутбук, проектор) рабочего места учителя.

За весь период развития информационного пространства школы, в школьную медиатеку было приобретено 259 учебных дисков. Администрацией школы эти ЦОР были настоятельно рекомендованы всем учителям-предметникам для использования в учебном процессе - самостоятельно и совместно с учащимися. Диски были размещены в свободном доступе для учителей и учащихся в библиотеке школы, превратившейся, таким образом, в медиатеку. Использование ЦОР отслеживалось посещениями уроков администрацией, просмотром книги учета использования ЦОР в медиатеке, проверкой поурочного планирования, беседами с учащимися. Обязательным условием при аттестации учителя на категорию стало использование ЦОР в его работе. В результате, учителей, активно использующих цифровые ресурсы на сегодня - более 50-ти человек, т.е. - более 90% коллектива.

Одной из задач школьной программы информатизации является создание условий для системного внедрения и активного использования цифровых образовательных ресурсов в работе школы. Определённые результаты в МОУ СОШ №33 уже наработаны.

На сегодняшний день существенно улучшены условия для эффективного использования ЦОР.

Авторы школьной программы информатизации при её создании руководствовались не только имеющимися в школе техническими и человеческими ресурсами, но и сложившейся системой методической работы, накопленным опытом по отдельным направлениям деятельности.

Учителя в рамках экспериментальной площадки «Развитие информационного пространства ОУ» оценивали содержательную и техническую стороны электронных учебных изданий, осваивали методику встраивания и вписывания ЦОР в учебно-воспитательный процесс. Проводимая работа требует аналитического подхода к сложившимся традициям в учебно-воспитательном процессе, внесению необходимых изменений.

Дополнения были внесены в локальные акты школы:

• в Устав ОУ внесены дополнения о взаимодействии с новыми структурным подразделением (ММЦ, РКЦ).

• приказом директора назначен ответственный за состояние информатизации в школе, разработана должностная инструкция, в которой определены основные направления его деятельности, права и обязанности.

• были пересмотрены все положения о школьных конкурсах. В них внесены критерии, отражающие работу учителя в ИКТ – насыщенной среде.

• внесены дополнения в положения о смотрах – конкурсах ШМО, «Кабинет – творческая лаборатория учителя». К критериям оценки их работы добавлены вопросы реализации основных направлений программы информатизации системы образования ОУ (количество проведённых уроков с ЦОР и авторскими презентациями, организация внеклассной и исследовательской работы с использованием средств ИКТ, формирование «Электронной копилки», пополнение медиатеки).

• в настоящее время разрабатывается положение об АРМ учителя-предметника, методические рекомендации к нему.

• в положении школьного конкурса «Учитель года» пересмотрено оценивание труда учителя. Самые высокие баллы даются за активное участие в ИКТ насыщенной среде. В школе ежегодно проводятся фестивали лучших уроков. Высшую оценку получают уроки с использованием средств ИКТ и ЦОР.

В планировании школьных методических объединений (ШМО) в разделе «Мероприятия» отражается работа по встраиванию ЦОР в учебно-воспитательный процесс, формированию понятийного аппарата, связанного с информатизацией образования (востребован терминологический словарь, составленный в ММЦ), обмену интересными находками учителей, формированию «Электронной копилки» уроков с ЦОР и презентациями. Сюда же входит организация исследовательской работы НОУ с применением средств ИКТ. К отчётам ШМО готовятся презентации с аналитическими материалами о результатах работы за год.

Внесены коррективы в УМК, в частности, в тематическое планирование, в котором отведена специальная колонка для ЦОР. Учитель отмечает, какой ЦОР может быть использован на уроке, в каких разделах, при изучении каких тем можно использовать его информационные объекты.

Энтузиазм ИКТ – компетентных учителей был настолько велик, что они сумели заинтересовать и других членов педколлектива. Уроки с применением содержания ЦОР входят в систему, практически все учителя используют ЦОР и средства ИКТ. В школе есть «Журнал учёта» использования средств ИКТ в учебно-воспитательном процессе. В последнее время учителя начали осваивать возможности ЦОР не только на уроках, а в большей степени в исследовательской деятельности в научном обществе учащихся (НОУ). Результаты освоения продемонстрировали не только учителям школы, но членам школьных и муниципальных команд на учебных семинарах и краевых и региональных конференциях.

Педагоги школы регулярно привлекаются к работе на курсах повышения квалификации при ФХК ИППК ПК. В целях оптимального использования времени на уроке и интенсификации учебного труда содержание ЦОР педагогами используется для создания авторских презентаций к учебному занятию. Особенно удачно это получается у учителей химии, биологии, математики, физики, иностранного языка, русского языка и литературы. Свои презентации они создают как к отдельным этапам урока, так и видам деятельности, например, к проверке домашнего задания, проведению устного счёта, объяснению нового материала.

Поскольку большинство учителей досконально изучили структуру и содержание ЦОР, то при создании программ элективных курсов и НОУ используют различные типы программных продуктов (информационные инструменты, информационно-справочные источники, тесты, решебники).

Созданные учителями уроки, презентации послужили началом формирования «Электронной копилки» лучших работ, которые используются при проведении «мастер - классов» и консультаций. На сегодняшний день уже имеется более ста уроков и пятидесяти презентаций.

Содержание отдельных ЦОР находит широкое применение в подготовке классных часов, родительских собраний, создании презентаций к ним.

ИКТ – компетентность учителя способствует формированию ИКТ – компетентности учащихся. Школьники с удовольствием создают презентации к рефератам как в течение учебного года к отдельным темам и предметам, так и на итоговую аттестацию в девятом и одиннадцатом классах (ОБЖ, физическая культура).

На родительских собраниях администрация школы постоянно информирует родителей учащихся о работе со средствами ИКТ, приобретении новых ЦОР.

Педагоги школы работали методистами ММЦ, тьюторами дистанционного обучения педагогов. Активно участвуют в проведении «мастер-классов», в экспертировании работ слушателей курсов повышения квалификации и при аттестации педагогов.

Вопросы использования информационных и коммуникационных технологий и ЦОР в учебно-воспитательном процессе постоянно обсуждаются на заседаниях педагогического совета. Анализируются итоги экспериментальной работы, заслушиваются отчёты учителей.

Школьная аттестационная комиссия внимательно рассматривает заявления учителей, изъявивших желание повысить свою категорию. Всегда находят поддержку те, кто принимает активное участие в реализации проекта ИСО.

Администрация школы всегда стимулировала инновационные процессы и учителей, активно в них участвующих. В положение о стимулировании участников образовательного процесса внесены дополнения относительно выполнения основных направлений проекта ИСО. В частности о поощрении ШМО, активно встраивающих в учебно-воспитательный процесс ЦОРы и другие средства ИКТ, активно разрабатывающих методические рекомендации к использованию АРМ. Победителям конкурса в первоочередном порядке выделяется поступающая техника. В текущем году при определении кандидатов на грант ПНПО в числе первых показателей были: курсы по ИКТ-компетентности, проведение уроков с ЦОРами, участие в экспериментальной работе по использованию ЦОР. Данная работа находит продолжение в программе информатизации ОУ, созданной на пять лет.

Экспериментальная и инновационная деятельность педколлектива, результативность работы способствовали победе в конкурсе ОУ, внедряющих инновационные образовательные программы. Наша школа удостоена Президентского гранта. Миллион рублей был потрачен на совершенствование технического ресурса для внедрении информационных и коммуникационных технологий. Некоторые результаты, связанные с активным внедрением в школе ЦОР, в том числе и для воспитательной работы.

Разработана новая программа информатизации школы - как подпрограмма Программы развития, направленная на решение целого комплекса задач развития и создания новых составляющих школьного образовательного пространства: рабочих мест учителя и ученика, технологий, объединений и др. В ходе реализации программы информатизации.

Разработан и опубликован сайт школы. Концепция сайта - информационно-представительский, что позволяет осуществить представительство школы в сетевом сообществе, сделать доступной информацию о школе для коллег, выпускников, органов управления образованием, организовать обратную связь с посетителями сайта. На сайте располагаются информационные сообщения, документация, гостевая книга для выпускников. Способ создания и специфика сопровождения сайта оригинальные и значительно проще, чем в предлагаемых в проекте ИСО средах, что позволяет участвовать в публикации информации на сайт любому «не продвинутому» ИКТ-пользователю.

Создана локальная сеть: локальной сетью охвачены кабинет завучей, учительская, библиотека, кабинеты физики и химии, биологии, математики, информатики, начальной школы. Сеть позволила обеспечить свободный доступ желающим к школьному архиву ЦОР, принтерам, серверу. Школьная библиотека оборудована точкой доступа к школьной локальной сети, персональным компьютерным рабочим местом с набором цифровых образовательных ресурсов и преобразована в медиатеку, что обеспечивает расширение возможностей традиционной библиотеки, более свободный доступ учителей и учащихся к школьному банку данных.

Организована работа школьного научного общества и кружков, использующих в своей работе современные мультимедийные и компьютерные средства и среды. Это позволило добавить в школьное пространство новые составляющие, активности, получить новые способы организации занятий, возможность создания собственных мультимедийных цифровых ресурсов, упорядочить и перевести в современный формат школьную медиатеку и др. Специфика работы детских объединений дополнительного образования такова, что они имеют другую систему оценивания по сравнению с уроками, более свободную систему взаимоотношений воспитатель-воспитанник, нежели учитель-ученик. Поэтому, именно в системе дополнительного образования наблюдается «прорыв» в разнообразии видов деятельностей учащихся, появлении того, что можно считать новыми результатами образования: персональный выбор учащимся целого веера занятий по интересам, преобладание проектной деятельности и др. Для этого в школе специально и была создана сеть из дополнительных кружков и групп по интересам, большинство из них - с использованием ИКТ.

Осуществлен переход на электронное составление расписания в среде «ХроноГраф 3.0 Школа». Это сократило в разы время составления расписания, упростило его изменения, позволило воспользоваться дополнительными возможностями среды для получения различных отчетов и информационных справок. «Хронограф. Школа. 2.5» установлен на сервере, заполнена база данных сотрудников и учащихся, дальнейшие работы будут более целесообразны, если появится востребованность в электронной отчетности с использованием этой среды со стороны органов управления образованием. Введены в штатное расписание новая должность: заместитель директора по ИКТ. Это позволило уйти от совмещения обязанностей в координации процесса информатизации, а также обеспечить массовое применение ЦОР на уроках и во внеурочной деятельности учителями с невысокой ИКТ-компетентностью, тем самым мотивируя их на ее повышение, а также обеспечить доступность кабинета информатики и специализированных рабочих мест учителя в послеурочное время.

Возникают дополнительные эффекты реализации программы, в частности:

• массовое приобретение домашних компьютеров учащимися и учителями школы, как необходимого учебного средства, что позволяет нам судить об успешности политики школы в области информатизации. Сегодня имеют личные компьютеры более 50% (было 20%) учителей и более 70% (было 50%) учащихся школы;

• появление неформального школьного сообщества учителей, активно использующих ИКТ. Это способствует неформальному обмену опытом, готовности и стремлению учителей к демонстрации своих наработок, готовности представителей сообщества стать членами школьной команды для решения появляющихся задач;

• изменение критериев выбора дальнейшего профиля обучения учащимися предпрофильных классов, связанного с насыщением профильных предметов ИКТ и вследствие этого повышением продуктивности уроков, и как результат применения ИКТ в предпрофильном обучении для более точного прогнозирования сферы успешной профессиональной деятельности учащихся. Наш опыт используется образовательными учреждениями района и края, победивших в конкурсе образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы, в рамках реализации Национального приоритетного проекта «Образование» при приобретении оборудования.

Проведен ряд мероприятий по обмену опытом, в частности для помощи коллегам и получения внешней оценки нашей деятельности.

Участниками эксперимента в течение 2006-2007 гг. года опубликовано  ряд статей в сборниках Регионального координационного центра проекта «Информатизация системы образования».

С обменом опыта педагоги школы неоднократно выступали на районных семинарах в Межшкольном методическом центре, на краевых семинарах Регионального координационного центра.

Наша школа в 2006-2007 учебном году стала победителем Национального Приоритетного проекта «Образование» в конкурсе лучших школ, внедряющих инновационные технологии. Кроме этого учителя также стали победителями Национального Приоритетного проекта «Образование». Как известно, критерий информатизации школы и использования ИКТ учителем - один из основных при конкурсном отборе образовательных учреждений и учителей.

Какие модельные изменения произошли и происходят в школе, благодаря массовому внедрению ЦОР и ИКТ в целом в учебно-воспитательный процесс:

Школа становится более открытой социальной системой за счет реализации широкой социокультурной деятельности на основе применения ИКТ-технологий: создание сайта, ИКТ-консультирование родителей. Система управления школой в условиях IT-насыщенной среды четче реагирует на любые управленческие решения из-за более высокого качества и оперативности принимаемых решений.

Традиционная система контроля эффективно дополняется формами контроля, диагностики, тестирования с применением ИКТ-технологий.

Наблюдается некоторое изменение в самой парадигме образования. Знаниевый подход постепенно уступает место компетентностному (система дополнительного образования, проектирование, портфолио).

Наблюдается рост самостоятельных видов деятельности ребенка в учебно-воспитательном процессе, растет мотивация и осознанное отношение к учению за счет специально создаваемых IT-насыщенных условий.

В старшей ступени наблюдается преобладание лекционно-зачетно-семинарской модели построения УВП с блочно-модульной подачей материала. Происходит автоматизация отдельных фрагментов урока за счет использования ЦОРов.

Изменение в регламенте работы школы:

изменение функционала для всех педагогических работников, аттестующихся на любые квалификационные категории с учетом их ИКТ-компетентности.

Изменение в штатах школа для обеспечения информационного сопровождения УВП: заместитель директора по ИКТ

Перспективы развития школы в рамках второго этапа проекта ИСО:

• Выполнение проектов программы информатизации и создание единого информационного пространства.

• Обеспечение высокого уровня доступности информационных и коммуникационных технологий для педагогов и учащихся как ключевого условия выполнения цели проекта ИСО.

• Пополнение медиатеки новыми ЦОР.

• Организация и внедрение технологии портфолио. Это позволит систематизировать информацию по использованию технологии портфолио, создать свою схему организации накопления и предъявления достижений учителей и учащихся.

И в заключение - несколько советов администрациям школ для организации работ по массовому использованию ЦОР в учебном заведении:

• назначить ответственного за внедрение ЦОР. Это может быть решено за счет введения одному из школьных сотрудников дополнительных обязанностей, определив доплату из надтарифного фонда образовательного учреждения (до 50% от ставки). Таким ответственным может быть учитель информатики или один из заместителей директора. Лучше, если заместитель директора преподает информатику (если нет - ИКТ-компетентность заместителя не должна вызывать сомнений). Еще лучше - ввести отдельную дополнительную ставку заместителя по ИКТ. Финансирование ставки можно осуществить по согласованию с органом управления образованием, например, реорганизовав имеющиеся в школе ставки групп дополнительного образования;

• организовать специально оборудованное рабочее место ответственного за информатизацию (компьютер, принтер, точка доступа к школьной локальной сети, точка доступа к сети Интернет, место для хранения бумажной документации и компакт-дисков), обеспечив тем самым оптимальную работу ответственного. Нежелательно совмещать рабочее место с кабинетом информатики, в силу специфики работы кабинета (максимальная занятость кабинета информатики в первой половине дня, несогласованность работы ответственного за апробацию и ответственного за кабинет информатики, и др.);

• оборудовать рабочими местами учителя (компьютер, мультимедийный проектор, точка доступа к школьной локальной сети) школьные предметные кабинеты, в которых проводятся уроки с использованием ЦОР. В случае отсутствия в образовательном учреждении кабинетной системы - определить место (вероятнее всего - кабинет информатики), для проведения учителями-предметниками уроков с использованием ЦОР, согласовав при этом в расписании проведение уроков информатики и уроков по другим предметам. И в первом и во втором случае возможна организация переносных рабочих мест, с использованием вместо стационарного компьютера - ноутбука. Но при этом необходимо вменить в обязанность одному из сотрудников школы (учитель информатики, лаборант и др.) выполнение работ по обслуживанию переносных рабочих мест - установка, подключение, переноска и т.п. - или же ввести для этого отдельную специальную ставку лаборанта;

• ввести систему доплат из школьного надтарифного фонда учителям, активно использующим ЦОР, (до 50%) для повышения их заинтересованности в проведении работ по использованию ЦОР. Также ввести дополнительные льготы сотрудникам школы, активно использующим ЦОРы - дни к отпуску, при прохождении аттестации и др.;

• стимулировать приобретение учителями активно использующих ЦОРы собственных компьютеров, так как это будет способствовать повышению их ИКТ-компетентности, более качественной подготовке учителя к урокам, требующим использование ЦОР, и работам по апробации, обеспечению работы с документацией в домашних условиях и др.;

• стимулировать и регулярно обеспечивать учителям активно использующим ЦОР «выход за пределы урока» - выступление на школьном, муниципальном, региональном уровне (совещания, семинары, методические объединения, и др.). Это будет способствовать обмену опытом, неформальному общению, поддержке имиджа и статуса такого учителя;

• сформировать группы ИКТ-компетентных учащихся для использования этого ресурса в помощь учителям-предметникам и лаборанту на уроках, при проведении семинаров и др. Продумать механизм стимулирования их деятельности (через систему школьного самоуправления, портфолио, именных стипендий и др.).

Категория: Административные | Добавил: Serebrenikova (10.03.2009)
Просмотров: 5141 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 
 
Категории каталога
Математика, физика и информатика [2]
Административные [2]
Биология, география, экономика [0]
Иностранный язык [2]
Методическая работа [0]
Научно-исследовательская работа [0]

Форма входа

Наш опрос
Как Вам наш сайт?
Всего ответов: 579

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 

Copyright MyCorp © 2017
Используются технологии uCoz